Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Семинар по ПОД/ФТ/ФРОМУ для банков
26.10.2019

"Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований Федерального закона N115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ"

Спикер: Сенюк Галина Владимировна - Главный экономист Департамента Финансового мониторинга и валютного контроля Банка России

Дата проведения: 26 октября 2019, начало в 10:00

Место проведения: г. Екатеринбург

Аудитория: Руководители и сотрудники отделов, групп финансового мониторинга кредитных организаций, кандидаты на руководящие должности

Страница семинара: http://proftest.ru/ec/programmy-obucheniya/programmy-dlya-bankov/podft_sem_bank.html

Программа семинара:

1.Комментарии к:

1.1.Федеральному закону от 27.12.2018 N 565-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц"

1.2.Федеральному закону от 18.03.2019 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов"

1.3.Указанию Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". О правилах составления и представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом.

1.4.Указанию Банка России от 27.02.2019 N 5083-У "О внесении изменений в Положение банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

1.5.Указанию Банка России от 22.02.2019 N 5075-У "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".

1.6.Положению Банка России от 17.10.2018 N 655-П "О порядке уведомления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями уполномоченного органа в соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

1.7.Распоряжению Правительства РФ от 25.12.2018 N 2930-р "Об утверждении Перечня хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах или акции которых находятся в собственности Российской Федерации"

1.8.Федеральному закону от 23.04.2018 N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения"

2.О выполнении требований Федерального закона N 115-ФЗ по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

3.О применении мер за неисполнение законодательства Российской Федерации к кредитным организациям и должностным лицам кредитных организаций.

4.Вопросы применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 

Стоимость участия:

  • 12 500 рублей, без НДС. (Упрощенная система налогообложения на основании ст.346.12 и ст.346.13 главы 26.2 НК РФ).
  • При оплате до 1 октября  стоимость 11 000 рублей, без НДС. (Упрощенная система налогообложения на основании ст.346.12 и ст.346.13 главы 26.2 НК РФ).
  • Сертификация: По окончании обучения выдается Сертификат Научно-образовательного центра "Профтест".  

(Лицензия ЧОУ ДПО "НОЦ "Профтест" Серия 66Л01 N 0003717 рег N 17708 от 23 декабря 2014г.).

Вопросы по участию можете задать нашим консультантам:

Регистрация на семинар обязательна!

 
Moody's ухудшило прогноз по росту российской банковской системы
23.10.2019

Moody's ухудшило прогноз по росту российской банковской системы

Международное рейтинговое агентство Moody's поменяло прогноз с позитивного на стабильный. Структурные проблемы в экономике ухудшают перспективы банков.
Слабый рост экономики будет препятствовать улучшению ситуации в банковском секторе в ближайшие год-полтора, считают аналитики Moody's. "Российская экономика продолжает испытывать ряд проблем, из-за чего наш прогноз по росту реального ВВП страны на 2019 год был понижен с 1,6 до 1,2%", - приводит агентство слова своего старшего кредитного эксперта Ольги Ульяновой. Слабая покупательская способность населения сдержит потребление, что в свою очередь негативно скажется на обрабатывающей промышленности и торговле, отмечает Moody's. Кроме того, доступ к зарубежным рынкам капитала ограничивают санкции, и экономика зависима от государственной поддержки: долю госсектора в экономике агентство оценивает в 40-50%.
В 2020 году потенциал роста экономики также останется низким (1,5%), считают в Moody's, но банковский сектор будет поддержан гибкой денежно-кредитной политикой ЦБ, относительно стабильным обменным курсом и ростом государственных расходов.
Риски банковской системы
Доля проблемных кредитов в банковской системе в ближайшие 12-18 месяцев практически не изменится и будет колебаться на уровне чуть ниже 10% от общего объема кредитов, а снизиться может максимум до 9,4%. Это относительно высокий показатель по сравнению с другими развивающимися рынками, замечает Moody's. В 2018 году доля проблемных кредитов в российских банках составляла 9,8%, в 2017-м - 11,1%, в 2016-м - 11,9%.
Некоторые из проблемных кредитов, возникших во время финансового кризиса 2014-2016 годов, вернулись в категорию работающих, другие урегулированы или списаны. Часть проблемных долгов три санированных в 2017 году частных банка ("Открытие", Бинбанк и Промсвязьбанк) передали в банк непрофильных активов "Траст". Тем не менее значительная часть проблемных кредитов, в основном корпоративных, останется на балансах банков, считают в агентстве.
Банки достигли хорошего уровня покрытия проблемных ссуд резервами на возможные потери, замечают в агентстве: кредитные потери (рассчитываются как отношение уровня резервов на возможные потери к объему портфеля) в 2019 и 2020 годах будут на докризисных уровнях - 1,2%. Это заметно ниже, чем, например, в 2017 году (3,5%).
Быстрый рост розничного кредитования на фоне стагнации доходов населения и роста долгового бремени заемщиков создает риск ухудшения качества активов банков, отмечают аналитики Moody's. Однако в агентстве не считают, что это неизбежно: до сих пор качество выдаваемых потребительских кредитов было хорошим - только 2% займов, выданных в 2018 году, имели просрочку выше 90 дней. Кроме того, ЦБ пошел на превентивные меры для охлаждения рынка - с 1 октября ввел в регулирование показатель долговой нагрузки заемщика. Это замедлит рост розничного кредитования до 20% в 2019 году и до 15% в 2020-м, ожидают в Moody's.
В целом российский банковский сектор наряду с индийским отличается самым низким качеством активов среди крупнейших развивающихся рынков, следует из доклада.
Банковская система остается восприимчивой к рискам, связанным с высокой концентрацией корпоративных кредитов: банки зависимы от финансовых показателей своих крупнейших заемщиков. Также сохраняются существенные риски кредитования связанных сторон.
Власти будут осторожнее поддерживать банки
Прибыльность банковской системы будет стабильной, розничные кредиты продолжат поддерживать маржу банков, полагают аналитики Moody's. "Возврат Центрального банка к смягчению денежно-кредитной политики наряду с жесткой конкуренцией банков за качественных заемщиков будет способствовать дальнейшему снижению кредитных ставок", - замечают в агентстве. Показатели фондирования и ликвидности останутся высокими благодаря высокой доле депозитов в обязательствах банков (76% в первом полугодии 2019 года).
Государство продолжит поддерживать банковский сектор, хотя и более избирательно: власти поняли, что высокая роль государства в банковском секторе снижает конкурентную среду, предполагают в Moody's.
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/23/10/2019/5db015509a794727b8e7265a

 

 
ЦБ на год заморозит запуск новых инициатив на финансовом рынке
23.10.2019

ЦБ на год заморозит запуск новых инициатив на финансовом рынке

ЦБ решил приостановить принятие новых законов на финансовом рынке на весь 2020 год: регулятору нужно оценить, насколько эффективны уже действующие нормы - заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на Уральской конференции НАУФОР.
"Понимая, что нами сформулирована на несколько лет вперед законодательная повестка, мы будем очень осторожно относиться к введению новых вопросов. Я не могу сказать, что это означает, что мы заморозим законодательную деятельность, но давайте хотя бы реализуем то, что уже давно предложено. Поверьте мне, таких законов большое количество", - сказал Чистюхин."Я хочу, чтобы мы дали друг другу подышать в течение 2020 года. В 2021 году посмотрим, что будем реализовывать дальше", - добавил зампред ЦБ.За пять лет реализовано очень много инициатив, и теперь ЦБ нужно время, чтобы оценить получившуюся законодательную конструкцию, сказал Чистюхин. Каждый год регулятор выпускает более 400 нормативных актов, отметил он: "Я считаю, что в наших силах несколько уменьшить наши собственные аппетиты. Иногда надо просто остановиться и посмотреть, что и как работает перед тем, как это править".
Какие действующие нормы может изменить ЦБ

  • Прежде всего, по словам Чистюхина, ЦБ проанализирует итоги внедрения МСФО и может сократить количество отчетов: "Я напомню, мы хотели сделать финансовую отчетность на основе МСФО неким ядром нашей получаемой информации и на основе нее построить нашу надзорную отчетность. Тем не менее практика показывает, что не все виды отчетности мы используем полноценно и, возможно, ее нужно где-то сократить или уменьшить периодичность".
  • Также ЦБ планирует оптимизировать стандарт надзора за некредитными финансовыми организациями, добавил зампред ЦБ: "Ряд процедур, которые там прописаны - они не так эффективны, как нам хотелось бы. Вполне возможно, что они тяжелы, несут дополнительную надзорную нагрузку как для тех, кто надзирает, так и для поднадзорных. И потому нужно сосредоточиться на более сутевых вещах и что-то исключить".
  • При этом ЦБ намерен завершить подготовку принятого в первом чтении законопроекта о совершенствовании брокерской деятельности, а также законопроекта об упрощенной идентификации для инвестиционных советников и держателей реестров.

Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/23/10/2019/5db0473b9a794744cdae1841

 

 
SWIFT запускает частную облачную платформу следующего поколения
23.10.2019

SWIFT запускает частную облачную платформу следующего поколения

   SWIFT расширяет возможности для клиентов, переходящих на облачные сервисы, и объявляет об инициативе по обеспечению их плавного перехода на платформы таких крупных поставщиков открытых облачных услуг, как Microsoft Azure и Google Cloud, а также о запуске собственной частной облачной платформы следующего поколения.
   У SWIFT уже есть прототип решения с Microsoft, основанный на работе, начатой в прошлом году, когда для проведения казначейских операций Microsoft было установлено пилотное подключение SWIFT к платформе Azure и были успешно осуществлены платежные транзакции.
   В рамках инициативы Cloud Connect SWIFT разработает шаблоны сетевой архитектуры и автоматизации для своих клиентов с целью упростить их переход на такие "гипермасштабные" открытые облачные платформы, как Microsoft Azure и Google Cloud. Хотя крупные банки, корпорации и финтех-организации все чаще обращаются к услугам подобных провайдеров, они требуют того же уровня надежности и безопасности, как и при размещении данных на серверах. Cloud Connect обеспечит надежный и безопасный способ подключения к сети SWIFT.
   Также было объявлено о запуске собственного облака SWIFT Alliance Cloud, которое поможет организациям любого масштаба перевести свои операции по обмену сообщениями на инфраструктуру, управляемую SWIFT. Alliance Cloud обеспечивает возможность быстрого масштабирования в зависимости от изменения потребностей клиентов при одновременной интеграции gpi, комплайенс-решений и других услуг SWIFT. Оно работает в круглосуточном режиме и гарантирует высочайший уровень безопасности на фоне снижения общих операционных расходов клиентов.
   Эти шаги наглядно демонстрируют широкое понимание SWIFT трендов развития рынка, связанных с желанием банков, компаний и финтех-организаций снижать издержки, повышать гибкость и надежность при одновременной оптимизации нагрузки, связанной с соответствием безопасности и нормативным требованиям.
   Крейг Янг, директор SWIFT по информационным технологиям, сказал: "Облачные вычисления - это ключ к ускорению и обеспечению отказоустойчивости систем и процессов, а также мощный катализатор развития новых инновационных сервисов. Наше сообщество стремится реализовать свой потенциал, и мы стараемся оказать ему необходимую поддержку, предлагая варианты подключения, соответствующие разнообразию подходов и широте потребностей его участников. Новые разработки подчеркивают неизменность как этого курса, так и нашего постоянного внимания к вопросам безопасности и надежности в процессе адаптации к меняющимся реалиям рынка".
   Пробные клиентские подключения в рамках инициативы Cloud Connect SWIFT планирует начать в этом году, запуск сервиса для всех участников сообщества намечен на вторую половину 2020 года. Поэтапное развертывание Alliance Cloud начнется во втором квартале 2020 года.

Источник: Информационно-аналитический журнал ПЛАС https://www.plusworld.ru/daily/tehnologii/swift-zapuskaet-chastnuyu-oblachnuyu-platformu-sleduyushhego-pokoleniya/

 
Банк России установил требования, с соблюдением которых прекращаются обязательства по депозитарным договорам
23.10.2019

Банк России установил требования, с соблюдением которых прекращаются обязательства по депозитарным договорам

   Банк России установил новые требования, обеспечивающие прекращение обязательств по депозитарным договорам в случае аннулирования лицензии депозитария, а также в случае его добровольного ухода с рынка.
   Принятый регулятором нормативный акт определяет механизм получения организацией с аннулированной депозитарной лицензией или депозитарием, выразившим намерение добровольно отказаться от осуществления депозитарной деятельности, указаний депонентов о способе возврата находящихся у таких организаций ценных бумаг и денежных средств. Документ также регламентирует процедуру возврата этого имущества согласно полученным указаниям депонентов. Кроме того, устанавливается порядок возврата имущества депонентам при отсутствии указаний последних.
   Новое регулирование направлено на совершенствование механизмов прекращения указанными выше организациями исполнения функций номинального держателя и повышение уровня защиты прав владельцев ценных бумаг.

Источник: Банк России https://cbr.ru/Press/event/?id=3959

 
ЦБ на постоянной основе будет перечислять в бюджет доход от участия в капитале Сбербанка
22.10.2019

ЦБ на постоянной основе будет перечислять в бюджет доход от участия в капитале Сбербанка

Государственная Дума на заседании во вторник, 22 октября 2019 г., приняла в первом чтении законопроект о постоянном перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных Центробанком от участия в капитале ПАО "Сбербанк России".

  Бюджет в 2020 г. может получить в виде дивидендов от Сбербанка 217,1 млрд руб., в 2021 г. - 254,6 млрд руб. и в 2022 г. - 282,5 млрд руб.
  Как следует из законопроекта N802514-7 "О перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных Центральным банком РФ от участия в капитале публичного акционерного общества "Сбербанк России", доходы, полученные в текущем финансовом году ЦБ от участия в капитале ПАО "Сбербанк России" по итогам отчётного финансового года, подлежат перечислению в федеральный бюджет до 1 августа текущего финансового года.
  Прибыль, подлежащая перечислению ЦБ в федеральный бюджет (75% от фактически полученной прибыли), будет уменьшена на сумму доходов, полученных от участия в капитале Сбербанка и перечисленных в федеральных бюджет в отчётном финансовом году. Вступление в силу данной нормы, в целях избежания коллизии с положениями Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N454-ФЗ "Об особенностях перечисления в 2019 году доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества "Сбербанк России" по итогам 2018 года", планируется с 1 января 2021 г.
  Сам закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2020 г.

Источник:
Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/409228/


 

 
РЭУ: ключевая ставка может опуститься до 5% и более низкого уровня к середине 2021 года
22.10.2019

РЭУ: ключевая ставка может опуститься до 5% и более низкого уровня к середине 2021 года

Ключевая ставка может уменьшиться до 5% и более низкого уровня к середине 2021 года. Об этом говорится в исследовании Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, которое есть в распоряжении газеты "Известия".

  Прогноз РЭУ строится на том, что деньги дешевеют во всем мире. Зарубежные центральные банки снижают ставки, а в некоторых они уже отрицательные - уровень инфляции выше стоимости банковского кредита, например в ЕС, Дании, Швеции и Швейцарии. Мировая экономика замедляет темпы роста, ожидается низкая инфляция. Запас прочности финансовой системы позволит Банку России уменьшить ключевую ставку на 2-2,5 процентного пункта без риска повышения цен. Через два года она дойдет до 5%, если ЦБ будет снижать ее темпами по 0,25 п. п. в квартал.
  В сентябре инфляция замедлилась быстрее прогноза Банка России - на 0,3 п. п., до 4%, следует из информационно-аналитического комментария регулятора "Динамика потребительских цен". На ближайшем заседании совета директоров Центробанка, которое состоится 25 октября, регулятор будет действовать более решительно в снижении ключевой ставки, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью американскому телеканалу CNBC. По ее словам, все больше и больше свидетельств того, что замедление роста цен - устойчивый тренд, основанный на изменении спроса населения.
  С учетом сигналов регулятора наиболее вероятно снижение ставки на 0,5 п. п. на ближайшем заседании, считает главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. По его словам, возможно, будет еще один раунд на 0,25 п. п. на декабрьском совете директоров, если меры окажутся недостаточными для достижения поставленных целей по таргетированию инфляции.
  По словам эксперта АКРА Дмитрия Куликова, маловероятно понижение ставки более чем на 0,5 п. п.: как можно предположить, "более решительно" - это несколько раз по 0,25 п. п. с паузами, чтобы посмотреть на реакцию рынков.
Начиная с июня 2019-го регулятор трижды снижал ставку, каждый раз на 0,25 п. п., до текущего уровня 7%.
  В случае снижения ключевой ставки до 4-5% жилищные займы будут по 6-7,5%, оценила для "Известий" младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Екатерина Щурихина. Главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович полагает, что при значительном уменьшении ключевой ставки ипотечные ставки могут отреагировать снижением до 6,5-8%. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по ипотеке в России на 1 сентября 2019 года составила 9,91%.
  С другой стороны, депозиты к концу 2019 года устремятся к уровню 6-6,3%, а при прогнозируемой ключевой ставке окажутся в диапазоне 3,3-4,5%, указал Покатович.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10908928

 

 

 
Госдума в I чтении одобрила перенос еще на год полной компенсации советских вкладов
22.10.2019

Госдума в I чтении одобрила перенос еще на год полной компенсации советских вкладов

Госдума приняла в первом чтении законопроект о приостановке еще на год - до 1 января 2023 года - начала действия закона "О базовой стоимости необходимого социального набора", предназначенного для полной компенсации дореформенных вкладов граждан в Сбербанке.
В 1995 году был принят закон, гарантирующий восстановление и обеспечение сохранности ценности сбережений граждан, помещенных до 20 июня 1991 года на вклады в Сбербанк и до 1 января 1992 года - на вклады в организации госстрахования РФ и госбумаги СССР и РСФСР.
Согласно принятой норме, восстановление сбережений должно осуществляться путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля. При этом стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и его базовой стоимости, а базовая стоимость набора установлена в 464 рубля СССР.
Однако законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства РФ и регулирующие порядок их обслуживания, до сих пор не приняты. Из-за отсутствия этих законов и источников финансового обеспечения действие закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" с 2003 года ежегодно приостанавливается.
Правительство, внесшее законопроект, обращает внимание, что при переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ на их погашение потребовалось бы: в 2020 году 45,4 триллиона рублей, в 2021 году 47,22 триллиона, в 2022 году - 49,11 триллиона рублей. А проект федерального бюджета на 2020-2022 годы предусматривает направление на компенсацию советских вкладов по 5,5 миллиарда рублей в год. Аналогичная сумма предусмотрена для компенсации таких вкладов и в законе о бюджете на текущий год.
Как сообщалось ранее, суммарно гарантированные сбережения граждан в ценах 1991 года составляют 345,54 миллиарда рублей, в том числе по дореформенным вкладам граждан в Сбербанке - 315,3 миллиарда, в организациях госстрахования РФ - 0,84 миллиарда. Объем обязательств в государственных ценных бумагах СССР и РСФСР, размещенных до 1 января 1992 года, в ценах 1991 года составляет 29,4 миллиарда рублей.
Источник: Агентство экономической информации Прайм: https://1prime.ru/finance/20191022/830439595.html


 
Mastercard и Visa вводят систему оплаты Click to Pay для онлайн-покупок
22.10.2019

Mastercard и Visa вводят систему оплаты Click to Pay для онлайн-покупок

Платёжные системы Mastercard и Visa совместно с American Express и Discover вводят систему Click to Pay для безопасной онлайн-оплаты покупок с мобильных телефонов и компьютеров, сообщается в совместном релизе компаний.
"Сегодня American Express, Discover, Mastercard и Visa объявили о запуске более быстрой и безопасной системы для онлайн-покупок, основанную на новом стандарте EMV Secure Remote Commerce (SRC)", - говорится в релизе.
В текущем месяце система уже была введена в США, и как ожидается, в начале следующего года будет иметь более широкую доступность. Отмечается, что система Click to Pay введена уже тремя магазинами на своих интернет-сайтах, и до конца года их число увеличится.
На данный момент функцию Click to Pay предлагают такие платёжные системы и платформы, как Adyen, Global Payments, Mastercard Payment Gateway Services, Stripe и другие. Существующие платформы Masterpass и Visa Checkout будут со временем преобразованы в Click to Pay, говорится в релизе.
Источник: Агентство экономической информации Прайм: https://1prime.ru/telecommunications_and_technologies/20191022/830440084.html


 
Банк России установил требования к правилам внутреннего контроля по закону об инсайде
22.10.2019

Банк России установил требования к правилам внутреннего контроля по закону об инсайде

   Требования к правилам внутреннего контроля компаний по "антиинсайдерскому" законодательству впервые установлены в указании Банка России. Данный документ представляет собой регуляторные новации в связи с принятием поправок в закон об инсайде. Указание зарегистрировано Минюстом России и публикуется на сайте регулятора.
   Наличие правил внутреннего контроля обязательно для юридических лиц, являющихся субъектами закона об инсайде, - как поднадзорных, так и неподнадзорных Банку России. Установление правил способствует выстраиванию эффективной системы противодействия инсайду и манипулированию рынком, недопущению со стороны компаний и со стороны их сотрудников нарушений требований и запретов, предусмотренных законом об инсайде.
   В указании установлен минимальный набор положений, которые должны быть отражены в правилах, при этом требования к ним дифференцированы в зависимости от вида деятельности. Указание предусматривает, что правила должны содержать права, обязанности и функции структурного подразделения либо должностного лица, контролирующего соблюдение требований закона об инсайде и соответствующих нормативных актов.
   Кроме того, в правила необходимо включить перечень мероприятий, направленных на обеспечение независимости ответственного структурного подразделения либо должностного лица, а также обеспечение непрерывности его деятельности, порядок осуществления контроля за реализацией юридическим лицом прав и исполнением обязанностей, предусмотренных соответствующим регулированием.
   В то же время каждая компания по своему усмотрению может дополнять правила и иными положениями, направленными на надлежащее функционирование системы противодействия инсайду и манипулированию рынком.
   Положения указания позволяют организациям передавать отдельные функции внутреннего контроля по закону об инсайде на аутсорсинг внутри группы компаний.
"Юридическим лицам следует при разработке правил внутреннего контроля не применять исключительно формальный подход, исходить из особенностей осуществляемой ими деятельности, а также из того, что нарушение требований и запретов закона об инсайде является грубым нарушением на финансовом рынке, сдерживающим его развитие, за которое предусмотрена ответственность. Противодействие неправомерному инсайду и манипулированию рынком на стороне участников рынка является необходимым элементом обеспечения справедливого ценообразования и равенства инвесторов на финансовом рынке", - отмечает директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Валерий Лях.
   Для того чтобы участники рынка могли подготовить качественные правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями указания, предусмотрен отложенный срок вступления его в силу - 20 апреля 2020 года.

Источник: Банк России https://cbr.ru/Press/event/?id=3957

 
ЦБ сократил число отзываемых банковских лицензий
22.10.2019

ЦБ сократил число отзываемых банковских лицензий

   Агентство по страхованию вкладов (АСВ) наблюдает резкое замедление выплат по страховым случаям. За девять месяцев рынок покинули 16 кредитных организаций, годом ранее - вдвое больше. Третий квартал оказался рекордным: так мало лицензий не отзывалось с начала 2002 года. В ЦБ указывают, что основные проблемы решены, а отзыв лицензий - не плановый процесс. Однако расслабляться банкирам не стоит, считают эксперты, в процессе дорасчистки с рынка могут уйти еще около 200 игроков.
   АСВ опубликовало информацию о выплатах страхового возмещения в январе-сентябре. За три квартала страховые случаи наступили в отношении 16 банков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (37 страховых случаев) количество страховых случаев снизилось более чем вдвое. При этом в третьем квартале, по оценкам экспертов, зафиксировано уникально небольшое число отзывов лицензий - четыре страховых случая. Размер страховой ответственности агентства по ним составил 6,3 млрд руб. перед 32,7 тыс. вкладчиков.
   Собеседники "Ъ" среди банкиров называют результат самым низким с 2002 года, когда стартовала первая волна расчистки банковского сектора. И абсолютным минимум за три квартала со времен начала расчистки рынка при Эльвире Набиуллиной во главе ЦБ, стартовавшей в 2014 году. Всего с 1 января 2014-го по 1 октября 2019 года число действующих кредитных организаций по данным ЦБ сократилось на 469, до 454.
   В пресс-службе ЦБ "Ъ" лишь заявили, что у него "никогда не было и нет плана отзыва лицензий": "Банк России принимает решение об отзыве лицензии у банка в качестве крайней меры надзорного реагирования, когда банк окончательно утрачивает возможность восстановить финансовую устойчивость и очевидна угроза интересам кредиторов и вкладчиков".
   Но эксперты уверены, что до конца расчистки далеко. По словам одного из собеседников "Ъ", близкого к ЦБ, с рынка в ближайшие годы могут уйти еще около 200 кредитных организаций. В сентябре в интервью "РИА Новости" гендиректор АСВ Юрий Исаев отмечал, что "здоровье" российских банков за последние пять лет значительно улучшилось, но о полном излечении системы пока речь не идет. Эльвира Набиуллина также признавала: "Говорить о том, что выздоровление полностью произошло, пока нельзя: это объективная ситуация, слишком много проблем, рисков было накоплено внутри банковского организма".
   Рейтинговые агентства также призывают не расслабляться. Так, в сентябре международное рейтинговое агентство Fitch предсказывало, что ЦБ продолжит очистку российского банковского сектора. По словам директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антона Лопатина, "какое-то время еще будет продолжаться очистка, и лицензии плохих банков будут продолжать отзываться".
   Согласно прогнозу аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", сделанному в начале 2019 года, в этом году лишиться лицензий могут почти 60 кредитных организаций (см. "Ъ" от 31 января). "Мы по-прежнему ожидаем ускорения темпов расчистки сектора от неустойчивых игроков в последние месяцы 2019 года,- отмечает директор по валидации "Эксперт РА" Юрий Беликов. -Тем не менее с высокой вероятностью прогноз будет реализован не полностью". По его словам, прогноз агентства относительно числа дефолтов на горизонте года базируется на сопоставлении каждому банку вероятности дефолта на основе частоты дефолтов, исторически характерной для рейтинговой категории. Это говорит о том, что в секторе сохраняется большое число игроков с низкой кредитоспособностью, которые пока не попали под крайние меры, заключает господин Беликов. "Большая часть нереализованных дефолтов просто накапливается и транслируется на будущие периоды,- уверен эксперт.- То есть здоровье сектора пока кардинально не улучшилось, просто политика регулятора по выводу неустойчивых игроков с рынка перешла в менее активную фазу".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4133654

 
Кредиторы не хотят раскрывать заемщикам их ПДН
22.10.2019

Кредиторы не хотят раскрывать заемщикам их ПДН

   Возможность заемщиков получать информацию об их показателе долговой нагрузки (ПДН), который с недавних пор выступает одним из ключевых факторов при выдаче кредитов, стала предметом острой дискуссии. Кредиторы говорят о бесполезности данных для клиентов и больших затратах для себя. Банк России, депутаты и правозащитники настаивают на раскрытии. В бюро кредитных историй предлагают свои услуги, но, в отличие от обязанности банков, они могут привести к дополнительным расходам граждан.
   Как стало известно "Ъ", 18 октября на заседании рабочей группы по подготовке поправок к закону "О кредитных историях" неожиданно был поднят вопрос о необходимости раскрывать заемщику рассчитанный по нему ПДН (отношение выплат по всем кредитам к доходам заемщика). Проект закона предусматривает, что в будущем рассчитывать ПДН будут бюро кредитных историй (БКИ) и сообщать его кредиторам. С 1 октября банки сами начали рассчитывать ПДН, при выдаче кредитов гражданам с показателем более 50% для кредитора повышаются коэффициенты риска и нагрузка на капитал (см. "Ъ" от 9 сентября).
   Письмом от 2 октября ЦБ рекомендовал кредитным организациям раскрывать показатель заемщикам. При этом подразумевается, что раскрытие банками ПДН при выдаче кредита будет бесплатным.
   Как пояснил "Ъ" глава рабочей группы, первый заместитель главы комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский, ПДН характеризует не только состояние одного человека, но и состояние экономики страны в целом. По его словам, показатель крайне важен и для кредитора, и для самого заемщика, который должен трезво оценивать свои силы. "Именно поэтому его, как и предусмотренный законопроектом индивидуальный кредитный рейтинг, раскрывать необходимо",- подытожил Игорь Дивинский.
   Но, рассказали "Ъ" присутствовавшие на встрече эксперты, банкиры высказались жестко против. Они считают, что гражданину ПДН не нужен, для банка же раскрытие несет дополнительные затраты.
   Банкиры просят ЦБ уточнить, какова конечная цель раскрытия и в каком виде оно должно происходить. В ЦБ пояснили "Ъ", что "в письме Банка России не регламентируется порядок информирования заемщиков, что позволяет банкам и МФО самостоятельно выбрать форму уведомления". Вместе с тем, согласно обнародованной Ассоциацией банков России переписке с ЦБ, кредитные организации не уверены в правильности собственных расчетов ПДН и обратились к регулятору с просьбой не штрафовать их в первые полгода расчета показателя.
   Проведенный "Ъ" опрос банков показал, что большинство из них уверены, что раскрытие ПДН - всего лишь лишние затраты. "Любое раскрытие стоит денег, а данное раскрытие ничего не даст заемщику,- уверен зампред правления банка "Ренессанс-Кредит" Сергей Королев.- Даже если оспорить верность расчета, это ничего не даст, поскольку банк может отказать в кредите и не поясняя причины". "Клиент может не входить в целевую группу кредитора или не подходить по множеству других причин, нередко выбор кредитной политики основывается исключительно на риск-аппетитах собственника бизнеса, а не закредитованности заемщиков",- указывает глава СРО "МиР" Эльман Мехтиев. В конце концов, кредитор просто не обязан объяснять причины отказа.
   У правозащитников иное мнение. "Если отказ в выдаче кредита связан именно с высокой долговой нагрузкой, то человек вправе об этом знать, ему важно объяснить, что полученный отказ для него - это благо, так как у него слишком высокие риски невозврата",- указывает глава ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева. В ЦБ также считают, что такое информирование позволит повысить осведомленность заемщика о том, какую долю своего дохода он должен выплачивать кредиторам. "Таким образом, информирование заемщика о значении рассчитанного в отношении него ПДН позволит ему принять более взвешенное решение",- уверены в ЦБ.
   Решение проблемы предлагают кредитные бюро. По словам главы БКИ "Русский стандарт" Анны Садовничей, предоставление информации о ПДН возможно было бы сделать в составе кредитной истории заемщика. "Банки могут направлять в БКИ информацию по всем заемщикам с указанием ПДН, а бюро в качестве дополнительной услуги представляли бы эту информацию заинтересованным гражданам",- рассуждает госпожа Садовничая. Она подчеркнула, что уже сейчас БКИ умеют доступно разъяснять заемщикам присвоенный им скоринговый балл. Так что сделать наглядным расчет ПДН, по ее мнению, БКИ также смогут, как и дать рекомендации по исправлению ситуации с долговой нагрузкой заемщика. Впрочем, интерес придется удовлетворять за деньги. Если дважды в год заемщик может получать такие кредитные отчеты в БКИ бесплатно, то за дополнительные запросы придется заплатить около 400 руб.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4133639

 
Кредитное ярмо тяжелеет независимо от уровня доходов
21.10.2019

Кредитное ярмо тяжелеет независимо от уровня доходов

   Национальное бюро кредитных историй, проанализировав информацию от четырёх тысяч российских кредиторов (банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и пр.), зафиксировало рост показателя долговой нагрузки во всех категориях российских заёмщиков независимо от уровня доходов.

 Так, за прошедшие шесть месяцев больше всего ПДН вырос в сегменте заёмщиков с наименьшими доходами (до 20 тыс. руб.) - до 28,80% (на 1,78 п.п.). Чуть меньше долговая нагрузка увеличилась у граждан со средними доходами (от 20 до 40 тыс. руб.) - до 24,57% (на 1,70 п.п.). В свою очередь наименьшими темпами ПДН вырос у заёмщиков с наибольшими доходами (свыше 40 тыс. руб.) - до 20,57% (на 1,38 п.п.).
  Наибольшие показатели ПДН у граждан с наименьшими доходами, уточняет НБКИ, отмечены в Амурской области (34,41%), Республике Мордовия (33,36%) и Оренбургской области (32,76%) областях. В то же время самая значительная динамика роста среднего значения ПДН у граждан с наименьшими доходами была зафиксирована в Мурманской области (+1,69 п.п.), Камчатском крае (+1,53 п.п.) и Белгородской области (+1,20 п.п.).
  Наибольшие показатели ПДН у граждан со средними доходами были продемонстрированы в Амурской области (28,07%), Забайкальском крае (25,03%) и Кировской области (25,00%). При этом самая значительная динамика роста среднего значения ПДН у граждан со средними доходами была зафиксирована в Республике Коми (+1,06 п.п.), Тюменской (+1,05 п.п.) и Белгородской (+0,95 п.п.) областях.
  В свою очередь, наибольшие показатели ПДН у граждан с наибольшими доходами были продемонстрированы в Амурской области (22,03%), Забайкальском крае (20,44%) и Республике Бурятия (19,27%). В то же время самая значительная динамика роста среднего значения ПДН у граждан с наибольшими доходами была зафиксирована в Калининградской области (+1,47 п.п.), Республике Коми (+1,12 п.п.) и Архангельской области (+0,96 п.п.).
  "Несмотря на отмеченный за последние полгода небольшой рост ПДН, уровень долговой нагрузки российских заёмщиков остается на достаточно приемлемом уровне, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - При этом важно отметить, что увеличение показателя ПДН происходит у заёмщиков независимо от уровня их доходов. В то же время, у представителей самых бедных слоёв населения долговая нагрузка остаётся наиболее высокой среди всех категорий граждан. Иными словами, им труднее всего обслуживать свои кредитные обязательства".
  На 1 октября 2019 г долговая нагрузка россиян выросла впервые за четыре года, сообщило ранее НБКИ.
 
Источник: Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/409188/


 

 
АКРА: устойчивость роста кредитного страхования под вопросом
21.10.2019

АКРА: устойчивость роста кредитного страхования под вопросом

Кредитное страхование пришло на смену инвестиционному страхованию жизни в качестве нового драйвера страхового рынка, но устойчивость его роста под вопросом. Об этом говорится в тематическом исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства.

  К кредитному страхованию АКРА относит страхование жизни заемщиков и страхование от несчастных случаев по кредитам, выданным физическим лицам. По оценке агентства, темп роста указанных видов страхования в первом полугодии 2019 года составил 83%. Доля премий по кредитному страхованию во II квартале 2019 года составила 16%, что примерно в два раза выше показателей в 2016-2017 годах.
  Высокие показатели роста, очевидно, связан с бумом розничного кредитования, начавшимся в 2017 году, и в настоящее время он вызывает некоторую озабоченность регулятора, принимающего меры по сдерживанию дальнейшего роста. В этих условиях устойчивость роста кредитного страхования, по крайней мере в его текущем виде, вызывает определенные сомнения, рассуждают аналитики.
  "В первую очередь необходимо отметить, что меры, принимаемые ЦБ РФ, скажутся на объемах страховых премий. Также обращают на себя внимание условия и стоимость страхования для клиентов: за последние 2,5 года (по которым доступна статистика, публикуемая регулятором) сумма страховых выплат составила менее 10% страховой премии, при этом комиссия посредников превысила 50%. При этом уровень комиссии демонстрирует восходящую динамику и за первое полугодие 2019 года оценивается в размере 68% страховой премии. На зарубежных рынках существуют прецеденты прямого вмешательства регуляторов в отношения между заемщиками, кредиторами и страховщиками с целью защиты интересов розничных клиентов. С учетом высокой стоимости страхования этот риск существует и на российском рынке", - говорится в обзоре АКРА.

Источник: Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10908902

 

 
"Банковский роуминг" могут отменить в начале 2020 года
21.10.2019

"Банковский роуминг" могут отменить в начале 2020 года

   Закон об отмене банковских комиссий за межрегиональные переводы гражданами денег в рамках одного банка планируется принять к 2020 году. Об этом сообщил ТАСС глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков в кулуарах конференции "Российско-китайское сотрудничество: пути друг к другу".
   "Мы рассчитываем в ноябре рассмотреть в первом чтении и до конца года принять во втором и третьем чтении. Чтобы он начал действовать с начала следующего года", - сказал он.
Парламентарий отметил, что уже сам факт внесения законопроекта простимулировал некоторые банки отказываться от такого "роуминга".
   На заседании правительства 10 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал такие комиссии "банковским роумингом", отметив, что банки "нередко пытаются получить повышенное вознаграждение за стандартные процедуры, которые вообще никакой нагрузки не влекут". По его словам, "эта межрегиональная дискриминация недопустима и должна быть устранена".
   Законопроектом предлагается внести изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", дополнив ее указанием на то, что размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств физическими лицами с их банковских счетов на банковские счета иных физических лиц в этой кредитной организации, не может быть обусловлен открытием указанных банковских счетов в разных обособленных подразделениях (внутренних структурных подразделениях) кредитной организации.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/7026013

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама