Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Электронные платформы получат статус вместе с правом на идентификацию или без него
22.10.2018

Электронные платформы получат статус вместе с правом на идентификацию или без него

Финансовый супермаркет для граждан, известный как "Маркетплейс", получит законодательное регулирование. Соответствующий проект уже готов и должен быть внесен в Госдуму в ближайший месяц. Однако до намеченного на 19 февраля 2019 года запуска рабочей версии площадки закон принять, скорее всего, не успеют. Камнем преткновения остается процедура идентификации клиентов-физлиц. Она должна соответствовать требованиям FAFT, которая не сможет дать оценку раньше весны 2019 года, а без этого проект не подержит Росфинмониторинг.
В конце прошлой недели в Минфин, Росфинмониторинг и Минкомсвязь был направлен для оценки и согласования проект нового закона "О регулировании электронных платформ", сообщил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в рамках форума Finopolis 2018. Документ определяет правовой статус ядра "Маркетплейса" - электронной платформы, существующей для удаленного соединения клиента с поставщиками финансовых услуг. Устанавливаются требования к организаторам (операторам) электронных платформ: их капиталу, наличию определенных внутренних процедур и документов (например, по информационной безопасности), а также к наличию и содержанию правил работы платформы. На основании соблюдения этих требований электронные платформы будут аккредитованы (внесены в реестр) ЦБ. Требования для поставщиков финансовых услуг, размещающих свои продукты на платформах, документом не предусмотрены. "Платформа должна сама решить, будет ли она делать какую-то селекцию либо допускать всех",- пояснила советник первого зампреда ЦБ Елена Чайковская.

Сейчас к "Маркетплейсу" подключены три электронные платформы - "Московской биржи" (размещение банковских депозитов), "ВТБ Регистратора" (продажа внебиржевых облигаций) и спецдепозитария "Инфинитум" (дистрибуция паев паевых инвестиционных фондов). По их мнению, "селекция" необходима. "Маркетплейс" - доверительная среда, участники системы и потребители должны быть уверены в качестве представленных продуктов, отмечает гендиректор "Инфинитума" Павел Прасс. "Если мы отвечаем за "безмятежный сон" клиента, то не должны допустить откровенно ложные продукты, иначе не будет доверия к платформе",- соглашается замгендиректора по основной деятельности "ВТБ Регистратора" Максим Гецьман. Критериями отбора могут быть продолжительность профессиональной деятельности, рейтинги, репутация менеджмента и бенефициаров и др., указывает господин Прасс.


Главная новация предлагаемого регулирования - идентификации клиентов-физлиц. По словам госпожи Чайковской, предусмотрено разделение электронных платформ на два типа: "тяжелую" и "легкую". "Тяжелая" будет иметь право идентифицировать физлицо сама. Фактически человек будет ее клиентом, получая в дальнейшем доступ ко всем подключенным финансовым организациям без повторной идентификации. "Тяжелая" платформа будет отвечать за реализацию антиотмывочных норм, нести регуляторные расходы. Все три оператора электронных платформ "Маркетплейса" сообщили "Ъ", что намерены подтвердить статус "тяжелой" платформы, поскольку соответствующие функции по факту уже выполняют. "Мы считаем, что "тяжелая" форма позволяет предоставлять больше сервисов и упростить клиентский путь",- пояснили на Московской бирже.
Идентификация, согласно проекту, может быть осуществлена любым из допускаемых текущим законодательством способом - как удаленно, так и по результатам личного визита в банк-партнер. Если идентификация будет проходить удаленно, то данные будет хранить и обновлять сама платформа. "Легкая" форма не предполагает права идентификации клиента. Такие платформы будут использовать данные уполномоченных банков-партнеров. "В законопроекте заложено, что их круг будет ограничен уровнем рейтинга, который установит Банк России. То есть их будет считаное количество",- пояснила госпожа Чайковская.
Требования по капиталу для разных форм будут отличаться. Так, "тяжелыми" платформами смогут обладать компании с капиталом не менее 100 млн руб., а "легкими" - не менее 10 млн руб. Платформа как профучастник по сути своей должна будет обеспечить за счет своих собственных средств возмещение убытков, если что-то произойдет, рассуждает господин Гецьман. "Мы надеемся, что для расчета средств платформы не будут выкидывать такие элементы, как ПО и оборудование, или включат эти требования отдельным показателем",- говорит он. Электронные платформы будут центральными элементами инфраструктуры "Маркетплейса", концентрируя на себе ключевые функции и ответственность, а это требует серьезных инвестиций, отмечает господин Прасс.
По словам Анатолия Аксакова, планируется внесение проекта в Госдуму в течение месяца. Однако оперативно принять его вряд ли удастся. "До оценки FATF мы никаких концептуальных изменений в базовых положениях по идентификации не поддержим",- сообщил "Ъ" источник в Росфинмониторинге. Визит оценочной комиссии FATF в Россию должен состояться в марте 2019 года, а запуск рабочей версии "Маркетплейса" запланирован на 19 февраля.
Источник: ИД Коммерсант: https://www.kommersant.ru/doc/3777229

 
ЦБ планирует снизить стоимость денежных переводов для россиян
22.10.2018

ЦБ планирует снизить стоимость денежных переводов для россиян

Регулятор создает новую систему, в которой для банков одна операция будет стоить не дороже 6 рублей. ЦБ будет взимать комиссию и с банка, где открыт счет отправителя, и с банка получателя средств, то есть с каждого по 3 руб.

Банки будут платить ЦБ за переводы в системе быстрых платежей (СБП) не более 6 руб. за операцию, рассказала в кулуарах форума финансовых технологий Finopolis 2018 первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова. "Мы, конечно же, хотим ноль", - заявлял до этого в своем выступлении на форуме основатель "Тинькофф банка" Олег Тиньков, отвечая на вопрос Скоробогатовой, какими должны быть тарифы.
С помощью СБП люди смогут переводить деньги друг другу, зная лишь номер мобильного телефона получателя. В дальнейшем, как ожидается, с помощью СБП можно будет делать платежи также в пользу юридических лиц или госорганов. СБП должна заработать в январе 2019 г., ЦБ станет ее оператором и расчетным центром.
Источник: Ведомости: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/10/21/784215-tsb

 
Московская биржа начала торги фьючерсами на пару доллар - индийская рупия
22.10.2018

Московская биржа начала торги фьючерсами на пару доллар - индийская рупия

   Представитель торговой площадки сообщил о растущем интересе клиентов биржи к валютам развивающихся рынков
   Московская биржа начала торги фьючерсными контрактами на валютную пару доллар - индийская рупия. Код базового актива - UINR, говорится в сообщении торговой площадки.
   "Запуск фьючерса на пару "доллар - индийская рупия" обусловлен растущим интересом к валютам развивающихся рынков со стороны клиентов биржи. Эти инструменты также важны для хеджирования валютных рисков при расширении использования рупии и рубля в расчетах между российскими и индийскими компаниями", - отметил управляющий директор по денежному и срочному рынкам Московской биржи Игорь Марич, слова которого приводятся в сообщении.
  Фьючерсные контракты котируются в индийских рупиях за $1 с ежемесячным сроком исполнения. Размер одного контракта - $1 тыс.
  К торгам допускаются серии фьючерсов с исполнением в ноябре и декабре 2018 года, а также в январе 2019 года.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/5702586



 

 
Банки РФ в III квартале увеличили выдачу потребительских кредитов на 1,7%
22.10.2018

Банки РФ в III квартале увеличили выдачу потребительских кредитов на 1,7%

   Количество выданных потребительских кредитов в РФ в июле-сентябре 2018 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7%, сообщается в пресс-релизе Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
   "В июле-сентябре 2018 года количество выданных кредитов на покупку потребительских товаров (потребительских кредитов) составило 4,21 миллиона единиц. Это на 1,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (4,14 миллиона единиц)", - говорится в сообщении.
   Самое большое количество выданных потребкредитов было зафиксировано в Москве - 181,7 тысячи, далее идут Московская область, Краснодарский край, республика Башкортостан и Свердловская область. В свою очередь, наименьшее количество выданных потребкредитов было отмечено в Чукотском и Ненецком автономных округах (по 1,1 тысячи), а также в Ингушетии, Магаданской и Еврейской автономной областях.
   Самый серьезный рост выдачи потребительских кредитов в третьем квартале продемонстрировали Республика Калмыкия (рост на 31%), Амурская область (на 30,5%), Ханты-Мансийский автономный округ (на 27,3%) и Тюменская область (на 25,6%). В то же время, в ряде регионов было отмечено сокращение выдачи потребкредитов, в том числе, в Костромской области (снижение на 40,7%), Ненецком автономном округе (на 39,7%), Архангельской области (на 37,4%) и Республике Карелия (на 36,9%). В Москве количество выданных потребительских кредитов увеличилось на 19,8%, а в Санкт-Петербурге, наоборот, снизилось на 11,4%.
   "В 2018 году рост в сегменте необеспеченного кредитования происходит не столько из-за наращивания количества выданных потребительских кредитов, сколько за счет увеличения их суммы. Банки увеличивают размеры предоставляемых кредитов, прежде всего, для заемщиков с хорошей кредитной историей и высоким уровнем доходов. Эти граждане в последнее время все чаще прибегают к потребительским кредитам для оплаты более "дорогих" товаров и услуг. Это связано с тем, что после некоторого перерыва данная категория заемщиков постепенно переходит от "сберегательных" настроений к тактике более активного "потребления", - приводятся в сообщении слова гендиректора НБКИ Александра Викулина.

Источник: Агентство экономической информации ПРАЙМ https://1prime.ru/finance/20181022/829354654.html


 

 
Центробанк предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий у некредитных финорганизаций
22.10.2018

Центробанк предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий у некредитных финорганизаций

   Центральный банк России предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий некредитных финансовых организаций (НФО) с применением принципов международной практики. Об этом сообщается в пресс-релизе регулятора.
   "Международная практика показывает, что в процессе принятия решения об аннулировании лицензии уполномоченный орган, в компетенцию которого входит решение вопросов лицензирования и аннулирования лицензии, руководствуется двумя принципами. Первый - состязательность, что предусматривает право лицензиата на участие в административной процедуре, в рамках которой рассматривается вопрос об аннулировании лицензии. Второй принцип - осведомленность, то есть право организации знать о начале процедуры по аннулированию лицензии и обязанность уполномоченного органа по уведомлению о начале такой процедуры", - говорится в сообщении.
   Регулятор отмечает, что возражения или замечания по акту инспекционной проверки, на основании которого может приниматься решение об аннулировании НФО, могут приниматься в соответствии с нормативно-правовыми актами ЦБ. Но решение может быть принято и по результатам дистанционного надзора, что исключает возможность составления и направления возражений и замечаний со стороны организации.
   ЦБ планирует внедрить в надзорную практику мероприятия по информированию НФО, в том числе уведомлять об исполнении предписания об устранении нарушений, размещать на сайте пресс-релизы о принятых в отношении таких организаций решениях об аннулировании лицензии с указанием сути допущенных нарушений, доводить информацию о проверке надзорного факта.

Источник: Банки.ру http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10716243

 
НБКИ предложил услугу по проверке физлиц и юрлиц в ФССП
22.10.2018

НБКИ предложил услугу по проверке физлиц и юрлиц в ФССП


Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) предложило услугу по проверке физических и юридических лиц в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) - "Обработка запросов заказчика в банк данных ФССП России". Об этом сообщается в пресс-релизе организации.

   Услуга предоставляется по традиционным каналам взаимодействия с НБКИ.
Также бюро предоставляет своим партнерам бесплатный двухнедельный период льготного использования услуги.
   Для того чтобы воспользоваться услугой, нужно присоединиться к оферте НБКИ, сделать сертификат на запросы в НБКИ, выбрать логин для запросов ФССП, после чего можно делать запросы в службу.

Источник: Банки.ру http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10716682



 

 
ЦБ отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит"
22.10.2018

ЦБ отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит"

Центробанк отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит". Об этом говорится в сообщении регулятора. Решение об отзыве лицензии принято в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБ. "Риал-кредит" неоднократно нарушал в течение года требования статьи N7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

   "Риал-кредит" был основан в 2002 г. Банк предоставлял услуги корпоративным клиентам малого и среднего бизнеса. Основными направлениями деятельности были расчетно-кассовое обслуживание и кредитование юридических лиц, работа на рынке ценных бумаг.
  Согласно отчетности кредитной организации по РСБУ за 2017 г., бенефициарами банка являются председатель совета директоров Михаил Матвеев (28,17%), члены совета директоров Михаил Топорков (19,33%), Виталий Немеро (19,00%), а также Борис Козьмин (13,33%), Андрей Ивлиев (9,67%), Сергей Нихаев (9,50%), Виталий Цокур (1,00%).
  Согласно данным отчетности, по величине активов на 1 октября 2018 г. банк занимал 417 место в российской банковской системе. "Риал-кредит" не является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Источник: Ведомости.ру https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/10/19/784109-tsb


 

 
ЦБ отозвал лицензию у Востсибтранскомбанка
22.10.2018

ЦБ отозвал лицензию у Востсибтранскомбанка

Банк России отозвал лицензию у иркутского "Восточно-Сибирского транспортного коммерческого банка" (Востсибтранскомбанка), говорится в сообщении регулятора. По данным на 1 октября, банк занимал 305-е место по величине активов в российской банковской системе.

   Проблемы в деятельности банка возникли из-за незначительного запаса капитала и фактического отсутствия источников для его пополнения, указывает ЦБ. В связи с этим банк проводил "схемные" и непрозрачные для надзорного органа сделки. Также Востсибтранскомбанк проводил "фиктивные" операции, чтобы скрыть значительную недостачу денег в кассе и вывод высоколиквидных активов в размере более 130 млн руб., отмечается в сообщении. Формирование резервов на возможные потери по фактически отсутствующим активам выявило утрату капитала банка на 98%, нормативы достаточности собственных средств банка снизились "до критических значений".
   ЦБ напоминает, что в течение последнего года 9 раз применял меры надзорного воздействия в отношении Востсибтранскомбанка, в том числе вводил ограничения на привлечение денежных средств населения. Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности, указывает Банк России. В связи с неисполнением банком законов и актов ЦБ было принято решение отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций.
   В банк назначена временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора.
Востсибтранскомбанк является участником системы страхования вкладов. По закону, для вкладчиков банка предусмотрена выплата страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.

Источник: Ведомости. ру https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/10/19/784102-tsb-otozval-litsenziyu



 

 
ЦБ поддержал дивидендные поблажки для банков
21.10.2018

ЦБ поддержал дивидендные поблажки для банков

   В ЦБ поддержали планы государства оказать поблажки в виде выплаты меньших дивидендов для банков в случае такой необходимости. Если банк, независимо от того, государственный он или частный, будет выплачивать меньше дивидендов, в банке будет оставаться больше прибыли и, соответственно, его капитал будет больше, заявил на форуме Finopolis в Сочи зампред ЦБ Василий Поздышев.
   Поздышев отметил, что чем меньше средств уходит из банков и банковской индустрии, в том числе и в виде дивидендов, тем больше средств остается внутри банковской системы, и тем лучше будет ее капитальная база. "Дивидендная политика - это решение акционеров, и решение ответственного акционера - это не только забрать из банка все дивиденды, но и обеспечить банку стабильное развитие. Стабильное развитие банку может обеспечить хороший капитал", - добавил он.
   18 октября глава Минфина, первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что правительство готово при необходимости поддержать ВТБ при введении дополнительных надбавок в соответствии со стандартами "Базеля III".
   По словам первого вице-премьера, правительство может поддержать банки, направив на их докапитализацию часть дивидендов, которые банки платят государству. Также источником докапитализации может быть и часть нераспределенной прибыли, которая в обычном случае могла бы пойти на дивиденды. Сейчас Минфин исходит из того, что все госкомпании должны платить дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО.
   Принятие стандартов "Базеля III" предполагает введение ряда надбавок к капиталу, в том числе надбавки за системную значимость с 1 января 2019 года. 9 октября зампред ЦБ Василий Поздышев заявил: совет директоров ЦБ обсудит перенос на год требований к капиталу системно значимых банков (с начала 2019 до конца года или начала 2020 года). 12 октября на сайте ЦБ был размещен проект указания ЦБ, в котором сказано о переносе ввода надбавок на капитал на 1 января 2020 года.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/19/10/2018/5bc9f1529a794771f66285f5



 

 
РФ хочет ввести понятие цифровых знаков, а токены приравнять к ценным бумагам
21.10.2018

РФ хочет ввести понятие цифровых знаков, а токены приравнять к ценным бумагам

   Российские депутаты готовят ко второму чтению законопроект о цифровых правах и цифровых финансовых активах, пытаясь синхронизировать понятия и уйти от легализации криптовалют.
   "Законопроекты, которые сейчас мы дорабатываем ко второму чтению, были внесены в конце прошлого года, в период "хайпа", когда биткоин стоил около $20 тысяч", - рассказал депутат Анатолий Аксаков на конференции Finnopolis.
   "Работа шла сначала по более широкому направлению - мы были готовы к тому, чтобы легализовать биткоин, эфир, другие криптовалюты, только в юридических терминах, не называя это криптовалютой".
   В Госдуме была создана рабочая группа экспертов, на одном из заседаний у главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной было решено, что "будем называть это цифровые финансовые активы, цифровые права, и эта норма будет прописана в гражданском кодексе", добавил Аксаков.
   Госдума приняла в первом чтении 22 мая законопроекты о цифровых финансовых активах и о краудфандинге, а также о цифровых правах.
   "Мы полагали, что на определённом этапе и биткоин, и эфир, мы так определим, в виде цифровых прав и... отдадим ключ от дверей Центробанку, для того чтобы он это регулировал... но и от этого отказались, поскольку фактически государство не может регулировать то, что находится в трансграничных сферах", - сказал Аксаков.
   Легализуя криптовалюты, государство дало бы сигнал всем гражданам, что можно в них инвестировать.
   "Ответственность в данном случае ложится на государство, и мы решили, что если регулировать мы эту сферу не можем, явление это с точки зрения перспективы и будущего вызывает вопросы... Поэтому решили ограничить регулирование российским правовым пространством", - сказал Аксаков.

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА

   Законопроект о цифровых правах подготовлен ко второму чтению и сегодня отправлен в главное правовое управление администрации президента для согласования, сказал депутат.
   "Он как раз описывает отношения по выпуску, учету и обращению цифровых прав в рамках российского правового пространства", - сказал Аксаков.
   "Цифровые права - это более широкое понятие, чем цифровые финансовые активы. А цифровые финансовые активы - это те активы, которые удостоверяют права собственности - денежные требования, то есть право на доход от реализации проекта, либо права участия в капитале - корпоративное право, то есть я покупаю долю в капитале компании, которая реализовывает проект", - пояснил он.
   Для этого в пакете идут поправки в закон об акционерных обществах и ООО, поскольку цифровые права - это по сути те же бездокументарные ценные бумаги.
   "Эти цифровые права удостоверяют денежные требования и корпоративные права, которые возникают при записи в информационной системе, созданной на основе распределённого реестра", - пояснил он.
   Закон вводит понятие оператора информационной системы, который должен в ЦБ согласовать правила работы информационной системы на основе блокчейна.
   "Оператор несёт ответственность за бесперебойную работу и за все обещания, которые в этих правилах информационной системы описаны", - сказал Аксаков.
   Также прописано понятие оператора обмена цифровых финансовых активов и дано определение новой "сущности" - операционные цифровые знаки, которые могут быть и средством обмена цифровых финансовых активов.
   "Эти знаки позволяют, в том числе, реализовываться и завершаться очень сложным смарт-контрактам. Эти знаки могут быть получены только в рамках тех информационных систем, которые работают по закону России и по правилам, согласованным Центральным банком", - сказал Аксаков.

МАЙНИНГ ИСЧЕЗ

      Власти решили не прописывать майнинг криптовалюты в законодательстве.
"Если мы описываем майнинг, то необходимо прописать и криптовалюты в законе, майнинг - это создание и валидация криптовалюты, но... фактически у нас закон не про криптовалюты, а про инвестиции - как создать условия, чтобы наши инвестиционные платформы могли привлекать ресурсы", - сказал Аксаков.
   Депутаты и чиновники раньше собирались прописать новый вид предпринимательской деятельности в законе - майнинг, чтобы он мог облагаться налогами.
   "Но, дискутируя у Эльвиры Сахипзадовны, мы согласились, что администрирование этого бизнеса будет обходиться дороже, чем те налоги, которые будут с этого бизнеса собираться. Учитывая, что сам майнинг уже не так актуален, как это было год назад, с точки зрения получения доходов, а значит и налогообложения, и приняли решение не давать определение майнинга", - сказал Аксаков.
   На вопрос, если определение майнинга исчезло, значит налоги за него можно не платить, Аксаков сказал:
   "Это проблема налоговой инспекции, и к ним вопрос нужно это или нет".
   Яна Пурескина из Минфина, которая работала над законопроектом, сказала, что государство должно скоро определиться с регулированием цифровых финансовых активов.
Аксаков надеется, что в ноябре законопроекты пройдут второе чтение и нормы вступят в силу в 2019 году.

ТОНКОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

   Текст законопроекта пока нигде не опубликован, поэтому не ясно, это один пакет законопроектов, или как и раньше, три проекта.
   Аксаков думает, что окончательный вариант придётся ещё дорабатывать с учётом замечаний администрации президента.
   "Ключевой задачей, на которой настаивает Минфин... мы видим сохранение модели ICO как лёгкого привлечения финансирования", - сказала Пурескина.
   Квалифицированной аудитории надо дать возможность привлекать средства под финансирование проектной деятельности.
   Для регулирования ICO Минфин считает достаточным оставить два документа оферту, инвестиционный меморандум и дать право самому эмитенту токенов определяться с правилами ведения реестра, будет он распределённым или нераспределенным.
   "С учётом этого принципа параллельно шёл законопроект о краундфандинге, где увязывалось использование площадки, операторов системы и иных посредников, чтобы минимизировать риски для инвесторов. Логично было бы сохранить эту связку", - сказала Пурескина.
   Она настаивает на связке токенов с законодательством о рынке ценных бумаг и акционерным законодательством.
   "Мы тоже, Минфин России, относится в этом смысле к цифровым технологиям, как новым, более удобным, но тем не менее формам выпуска ценных бумаг и производных, а не как к самостоятельным инструментам, которые представляют такие же права, но на других условиях", - сказала Пурескина.
   Тут Минфин видит риск арбитража относительно сложившейся системы корпоративного права и угрозу интересам акционеров, которые стали правообладателями по традиционному законодательству.
   Аксаков сказал, что с помощью "технарей" в последнем варианте закона удалось прописать вместо понятия "майнинг" схему валидации цифровых прав:
   "Для валидации там есть так называемые узлы информационной системы, они будут осуществлять валидацию цифровых прав, записи. Что появилась запись о правах такого человека на такие-то активы".

ЧТО УЧЛИ В ЗАКОНЕ

   Депутаты учли в последней версии законопроекта некоторые предложения главного эксперта рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалют - Элины Сидоренко,  директора Центра цифровой экономики МГИМО МИД России.
   Она предлагала все цифровые активы разделить на три группы.
   "Мы должны разграничить криптовалюту, как особый инструмент с особым правовым статусом и особым режимом, который должен быть в полной мере отрегулирован на уровне подзаконных актов и рекомендаций ЦБ РФ", - сказала Сидоренко.
   Во-вторых, власти должны от криптовалют отделить цифровую форму ценных бумаг и производных финансовых инструментов, которые уже определены в законодательстве, к ним можно относить и токены.
   Третья группа - это цифровые нефинансовые активы, так называемые цифровые знаки, которые являются лёгкой правовой формой гражданско-правовых договоров (краудфандинг).
   "И тут такого жёсткого регулирования... как в отношении криптовалюты, бездокументарных ценных бумаг быть не должно", - сказала Сидоренко.
   "Все вместе сразу обозвать цифровыми финансовыми активами, не разбираясь, неправильно на сегодняшний день", - сказала она.

Источник: Рейтерс https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1MT2L8-ORUBS



 

 
Банк России назвал три тренда атак на финансовый сектор
21.10.2018

Банк России назвал три тренда атак на финансовый сектор

   Первый заместитель директора Департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев представил годовой отчёт ФинЦЕРТа на форуме инновационных технологий "FINOPOLIS 2018".
   Согласно отчету, Банк России в 2018 году выделяет три тренда атак на финансовый сектор:
1. Общий рост числа попыток атак;
2. Снижение доли успешных атак и дальнейшего ущерба среди них;
3. Вектор интереса преступников смещается в сторону клиентов кредитных организаций - юридических лиц.
А. Сычев заявил, что таких показателей удалось добиться за счет того, что банки стали уделять гораздо больше внимания информационной безопасности.
   Также за отчетный период были зафиксированы новые виды атак:
- TRF (transaction reversal fraud) эксплуатирующий ошибку в последовательности выполнения запросов при выполнении отмены P2P-переводов;
- watering hole - загрузка ВПО через скомпроментированные порталы популярных интернет-ресурсов;
- взлом аккаунтов в соцсетях.
   Кроме того, в отчете представлены и прогнозы, которые ожидают финансовый сектор с точки зрения безопасности. Так, крупные группы злоумышленников реструктуризируются и продолжат свою деятельность, используя новые инструменты.
   Сохранится тренд на снижение числа успешных крупных хищений. Квалификация атакующих будет снижаться за счет массового использования общедоступных инструментов.
   Мелкие преступные группы могут мимикрировать под крупные на фоне появления в СМИ информации об атаках последних.
   Количество атак на устройства самообслуживания останется на относительно высоком уровне до появления технологий защиты от несанкционированного снятия денежных средств.

Источник: Информационно-аналитический журнал ПРАЙМ https://www.plusworld.ru/daily/cat-security-and-id/tsb-nazval-tri-trenda-atak-na-finansovyj-sektor/


 

 
Набиуллина: Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет
18.10.2018

Набиуллина: Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет

   Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет, бизнес начинает подходить к использованию новых технологий более осторожно, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, открывая форум инновационных финансовых технологий в Сочи.
   "Мы проводим форум в четвёртый раз, и за это время успела разгореться криптовалютная лихорадка, которая к счастью, на наш взгляд, начинает сходить на нет. За это время такие технологии, как блокчейн, вызывали безумный энтузиазм, и, на наш взгляд, сейчас начинается более трезвое отношение к таким технологиям", - сказала Набиуллина.
   "Бизнес старается совершенствовать такие технологии, ищет кейсы для практического применения их", - добавила она.
   В частности, по слова Набиуллиной, инструмент ICO стал прекрасным способом привлечь средства для новых продуктов. "Но мы видим, что на начальном этапе этот инструмент не был достаточно защищён от мошенников", - сказала глава регулятора.
   Но главное, по её словам, за последние годы произошло изменение в понимании финансовых технологий. "Цифровые технологии становятся нормой современного мира. Цифровые финансы - это уже не мир продвинутого потребителя. Это мир массового потребителя", - пояснила Набиуллина.

Источник: РИА Новости https://ria.ru/economy/20181018/1530941549.html


 

 
Риски оценят по размеру банка
18.10.2018

Риски оценят по размеру банка

   Банк России готов идти на уступки рынку в вопросах, касающихся оценки операционных рисков кредитными организациями. Это показала недавняя встреча представителей банков с ЦБ. Так, регулятор готов ввести в проект критерий существенности потерь, установить дифференцированный подход к оценке рисков и поэтапное введение регуляторных требований. Лояльность регулятора в данном случае несколько компенсирует сырость документа, который вводит требования к оценке оперрисков в банках.
   В начале недели состоялась закрытая встреча членов комитета по рискам Ассоциации банков России с представителями ЦБ, на которой обсуждался проект положения "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе". Этот документ позволяет банкам в зависимости от масштаба деятельности рассчитывать операционные риски, включая риск информационной безопасности. Поводом для встречи послужило письмо банкиров в адрес регулятора с замечаниями по документу ("Ъ" ознакомился с ним). В письме, а потом и на встрече с регулятором банкиры указывали на отсутствие дифференцированного подхода к выставлению требований по оценке операционного риска в зависимости от размера банка и вида его лицензии. "Крупные банки уже сейчас оценивают операционные риски, в то же время в небольших банках такой оценки нет,- пояснил "Ъ" один из участников встречи.- Потому, в частности, было предложено использовать разные даты вступления в силу документа в зависимости от размера банка". При этом для банков с величиной активов более 500 млрд руб. (в настоящее время насчитается 17 кредитных организаций) предлагалось сделать обязательным выполнение требований документа до 31 декабря 2019 года, для банков с меньшими активами - до 31 декабря 2020-го.
   Присутствовавший на встрече начальник управления моделирования рисками департамента банковского регулирования ЦБ Михаил Бухтин, по словам участников встречи, высказал готовность поэтапного внедрения требований в течение двух лет. Кроме того, представители ЦБ поддержали и дифференциацию по банкам - и с большой долей вероятности все же для системно значимых кредитных организаций, банков с универсальной или базовой лицензией будут разные нагрузки, требования, параметры.
   Еще один важный вопрос, который был решен на встрече, касался возможности уже имеющейся в банке типизации и классификации рисков. "До встречи многие опасались, что в данном случае регулятор будет настаивать на полной перестройке процессов, что банкам придется все выстраивать заново в соответствии с требованиями ЦБ,- рассказывает один из участников встречи.- Однако Михаил Бухтин предложил банкам оставить свою типизацию, просто делать "мэппинг" своей структуры регистрируемой информации по операционным рискам на структуру ЦБ при ее представлении регулятору".
   Поднимали банки на встрече и вопрос относительно критериев существенности потерь от реализации операционных рисков. "Это противоречит логике принятия риска, принятой в банковской практике по всем иным видам риска, и приведет к необоснованным расходам на поддержание процесса (что само по себе является операционным риском)",- отмечалось в письме ассоциации и было обнародовано на встрече. В частности, представители банков с иностранным капиталом предлагали установить критерий существенности событий (в том числе сделок, действий персонала, хакерские атаки и т. п.) в соответствии с базельскими требованиями в ?10 тыс. Ведь именно такие рекомендации по оценке операционных рисков дает им "материнский" банк. Однако и ЦБ, и участники рынка отметили, что это завышенная оценка, было предложение отслеживать риск события от 10 тыс. руб. "Данный критерий так и остался обсуждаемым, однако по самому факту использования порогового значения принципиальное решение уже принято",- отметил один из собеседников "Ъ".
   В банках говорят о крайней важности прошедшей беседы. Как отмечает зампред правления ОТП-банка Сергей Капустин, "для нас важно сохранить имеющиеся продвинутые подходы к управлению операционным риском, а также применить критерий существенности по сумме". Вместе с тем предложенные поправки не решат все "проблемы" документа. Так, специалисты по информационной безопасности банков замечают, что документ противоречит многим документам ЦБ, например, применяемой сейчас "Методике оценки рисков информационной безопасности". Банк России ведет консультации с банками по предложенным ими вопросам, сообщили в пресс-службе регулятора.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3772383


 

 
ЦБ зафиксировал снижение потерь банков от хакерских атак в 14 раз
18.10.2018

ЦБ зафиксировал снижение потерь банков от хакерских атак в 14 раз

Потери банков от хакерских атак за 8 месяцев 2018 года составили 76,49 млн рублей, в то время как аналогичный показатель 2017 года составил 1,08 млрд рублей, говорится отчете Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности Банка России (ФинЦЕРТ).
"За 8 месяцев 2017 г. кредитные организации потеряли 1 078 762 345 руб., а за аналогичный период 2018 г. - 76 495 882 рублей. Количество успешных атак - 22 и 20 случаев соответственно", - говорится в отчете.
Доля успешных атак нка банки снижается, уточнили в ЦБ. "Это объясняется как деятельностью различных CERT, так и повышением общего уровня кибербезопасности организаций кредитно-финансовой сферы: значительная часть фишинговых писем отфильтровывается на почтовом шлюзе и иными компонентами систем защит, в результате чего вредоносное письмо не доходит до получателя", - указано в отчете.
Источник: ИА RNS: https://rns.online/finance/TSB-zafiksiroval-snizhenie-poter-bankov-ot-hakerskih-atak-v-14-raz-2018-10-18/

 
Силуанов допустил докапитализацию системно значимых банков за счет дивидендов
18.10.2018

Силуанов допустил докапитализацию системно значимых банков за счет дивидендов

Источником докапитализации банков, для которых ЦБ вводит требования по надбавкам за системную значимость, в том числе, для ВТБ, может стать чистая прибыль, которая не будет направляться на дивиденды, сообщил журналистам первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
"В том числе, с тем, чтобы выполнить нормы регулятора, который примет решение в части надбавки за системную значимость, мы не исключаем, что для большей устойчивости таких банков могут направляться средства дивидендов?Я хочу сказать, что источником для такой докапитализации может быть часть нераспределенной прибыли, которая в обычном случае могла бы пойти на дивиденды", - сказал он.
По мнению Силуанова, ЦБ примет взвешенное решение по вопросу надбавок для системно значимых банков.
"ЦБ, я думаю, примет взвешенное решение?Они могут "Базель" творчески применять", - добавил первый вице-премьер.
Силуанов подчеркнул, что правительство не планирует докапитализировать ВТБ из бюджета.
"Нет, мы из бюджета не планируем принимать решения по докапитализации ВТБ точно, тем не менее, видим, что Банк России, руководствуясь Базелем, вводит надбавки к капиталу для системообразующих банков, и ВТБ попадает в категорию таких банков. Поэтому ВТБ требуется дополнительная защита капитала, будем смотреть, как выполнять требования, которые регулятор вводит, начиная со следующего года в таких системообразующих банках", - пояснил первый вице-премьер.
Ранее аналитики международного рейтингового агентства Fitch заявили, что ВТБ и Газпромбанк являются наиболее чувствительными к колебанию курса рубля банками и могут иметь сложности с соблюдением требований ЦБ по надбавкам к капиталу, если курс рубля снизится до уровня 80 рублей за доллар.
Источник: ИА RNS: https://rns.online/finance/Siluanov-dopustil-dokapitalizatsiyu-sistemno-znachimih-bankov-za-schet-dividendov-2018-10-18/

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама